5ВН

Ключи от Новгорода

Круглое паровозное депо в Малой Вишере ждут противоаварийные работы

·

Депо входит в комплекс железнодорожной станции Малая Вишера.

Многие новгородцы садятся на поезда дальнего следования в Малой Вишере. Там здание круглого паровозного депо 1851 года ждут противоаварийные работы. Сейчас обсуждается обеспечение сохранности объекта культурного наследия регионального значения, комплекса железнодорожной станции Малая Вишера, при проведении работ.

Поселение было основано в 1843 году, в период, когда началось строительство первого участка железной дороги Петербург-Бологое под руководством Мельникова. В 1851 году по типовому проекту Желязевича был построен железнодорожный вокзал с двумя каменными платформами. Архитектор построил вытянутое здание с округлёнными торцами, обрамлённое по всему периметру широким металлическим карнизом, который поддерживают лёгкие, цельные с узором колонны.

Типовой проект кругового паровозного депо был разработан по образцу американских локомотивных депо. Внутреннее пространство здания разделено арочными конструкциями на 22 сектора, в каждом из которых имелось одно паровозное стойло для стоянки паровозов. В 18 стойлах проходили ремонтные канавы, а остальные четыре были сквозными и обеспечивали заезд и выезд паровозов. Каждая секция перекрывалась односкатной крышей с отверстиями для установки вытяжных труб, отводящих паровозный дым. В центре здания расположен поворотный круг диаметром 24 метра, с помощью которого паровоз разворачивали и ставили в свободное стойло. Пространство поворотного круга увенчано лёгким металлическим куполом в 15 саженей (около 27 метров), со световым фонарём для освещения и вентиляции.